Водители-инвалиды на АЗС: желанные гости?

Водители-инвалиды на АЗС: желанные гости?

Постепенно мы приближаемся к нормам цивилизованных стран, в которых инвалиды не чувствуют себя оторванными от жизни в каждом ее аспекте. Возможность пользоваться всеми услугами в этом плане занимает далеко не самое последнее место. Если инвалиды водят авто (а они водят — еще как!), то и АЗС должны учитывать возможности визита со стороны человека, ограниченного в физических возможностях.

Водители-инвалиды на АЗС: желанные гости?

В России людям с ограниченными возможностями жить гораздо сложнее, чем в развитых странах: кажущееся отсутствие инвалидов на наших улицах обусловлено плохой инфраструктурой для их нужд. У нас таким людям сложно ездить в транспорте, ходить за покупками, иногда просто выйти из дома — и то проблема.

Единственная адекватная замена общественному транспорту для инвалидов — адаптированные под их нужды личные транспортные средства. Собственное авто модернизировать гораздо легче, чем ждать этого от целого автобусного парка или депо пригородных электропоездов. Но здесь автоматически встает проблема АЗС, которые, в свою очередь, должны быть доступны для маломобильных граждан. Категория людей с проблемами опорно-двигательного аппарата является самой активной в плане использования своих авто, поэтому адаптация станций под их потребности в первую очередь — важнейшая задача.

В стране реализуется сегодня программа «Доступная среда», цель которой — защита и поддержка людей, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Таковых в России 9% жителей (официальные цифры), причем около 30% из них — трудоспособного возраста, то есть потенциальные автолюбители.

Их опыт

Водители-инвалиды на АЗС: желанные гости?Все крупные, особенно сетевые, АЗС в России построены с учетом требований доступности для инвалидов, так что никаких дополнительных вложений не требуетсяВсе крупные, особенно сетевые, АЗС в России построены с учетом требований доступности для инвалидов, так что никаких дополнительных вложений не требуется

В США и Великобритании вопросы обслуживания инвалидов на АЗС решаются давно, порядок обслуживания и технические требования прописаны в законодательном порядке, уклониться от его выполнения шансов нет. И как только читатели подумали, что сейчас начнется типовой рассказ «а вот у них на Западе…» с тысячей примеров и иллюстраций, мы вынуждены сказать, что даже самый тщательно прописанный закон не гарантирует соблюдения прав инвалидов: люди с ограниченными возможностями могут испытывать большие трудности с использованием станций самообслуживания, в результате любой из них в силу индивидуальных особенностей может быть поставлен в ситуацию, когда придется покупать более дорогую услугу полного обслуживания с помощью оператора.

Не потому, что это осознанный выбор, а как раз потому, что выбора на самом деле нет. В США к этой проблеме внимание привлекается постоянно обновляемым законом «Акт об американцах с ограниченными возможностями» (Americans with Disabilities Act, ADA). Этот документ подробно описывает АЗС с самообслуживанием, где прописан порядок предоставления услуги. Но лишь в последней редакции от 2012 года, то есть даже в такой внимательной к правам меньшинств стране, выправление ситуации в сторону благоприятствования занимает определенное время.

И тем не менее сегодня АЗС в Штатах должны предоставлять любую помощь при заправке лицам с ограниченными возможностями. Порядок обслуживания при этом добровольный, на усмотрение сотрудника, который сопровождает работу автоматических АЗС. Но как указывается в одном из положений, «такая помощь крайне желательна, за нее не должна взиматься плата, о ее возможном предоставлении требуется оповестить через специальные знаки и сообщения».

В прошлом году медиапространство Великобритании взорвало исследование института Прав потребителей RICA: на основании визитов инвалидов на заправки сетей BP, Esso, Morrisons, Sainsbury’s, Shell и Tesco было установлено, что на 70% АЗС отсутствует какое-либо оповещение о возможности помощи водителям-инвалидам.

На 20% заправок выяснилось, что недостаток требуемого оборудования делает процесс долива топлива для находящихся за рулем инвалидов-опорников невозможным в принципе. В 80% случаев успешных заправок она занимала более 3 минут, в оставшихся 20% — более 8 минут. В одном эпизоде к водителю с парализованными нижними конечностями не могли подойти более 15 минут, хотя он сигнализировал о такой необходимости. Оплата банковской картой была доступна только на 15% (!) АЗС — в случае отсутствия наличных услуги не предоставлялись. В 70% случаев визита на АЗС без знаков о наличии обслуживания водителей-инвалидов тем приходилось долго сигналить или активировать фары дальнего света, привлекая излишнее внимание к себе. Общие выводы исследования — полное отсутствие технического обеспечения нужд водителей-инвалидов в большинстве случаев. И это Великобритания, прошлый год.

В RICA уточняют: апгрейд АЗС для инвалидов — процесс естественный, через него в конце XX столетия в Америке прошла Shell. Компании после серии жалоб пришлось провести ревизию на соответствие тогдашним требованиям ADA, чтобы избежать выплат по искам нескольких колясочников из Калифорнии. Чтобы прийти к этой простой мысли, сети АЗС понадобилось два года предварительных судебных слушаний.

Требования и реальность

Водители-инвалиды на АЗС: желанные гости?Основной проблемой для небольших АЗС может стать обустройство туалетов для инвалидовОсновной проблемой для небольших АЗС может стать обустройство туалетов для инвалидов

А что у нас? По словам Юлии Минкиной, директора по строительству компании ANPGroup, специализирующейся на адаптации зданий под нужды инвалидов, требований для инвалидов не так уж много: к кассе нужно подъехать — не должно быть ступенек, а при их наличии необходим альтернативный пандус, высота порогов при этом не должна превышать 2 см. Отдельные требования к туалету: ширина двери не менее 90 см, чтобы могла проехать коляска, а размеры самой комнаты 2х2 м. В ней должны быть смонтированы два поручня (вокруг самого туалета и вокруг раковины), а также кнопка вызова персонала. Кроме того, на входе и в самом туалете вывешивают яркие знаки доступности для инвалидов, хотя они нужны для слабовидящих, которые, за руль не садятся и обычно не бывают на АЗС — разве что случайно, проездом в сопровождении здоровых людей. Желательны раздвижные двери, а также поручни для колясочников у кассы.

Что же сейчас на практике? Современные АЗС строят с учетом требований «Доступной среды». Все объекты при сдаче в эксплуатацию проходят так называемую паспортизацию. В документах, в том числе, указаны группы инвалидности, для которых доступны данные объекты. Все сдаваемые здания в обязательном порядке осматривают сотрудники соцзащиты, и они могут наложить свое вето в случае несоблюдения норм.

Сегодня практически невозможно найти современную сетевую АЗС с нарушениями. Иное дело — мелкие частные заправки, построенные уже давно. Перестроить их сложно, иногда проще возвести новый павильон. Еще проще возвести пандус или поставить рельсы. Технические нормы — 1 метр высоты на 12 метров длины, но большие подъемы встречаются редко. Так что средний пандус для АЗС обойдется в 10–25 тыс. руб.

Обустройство туалета при строительстве редко стоит более 150 тысяч, но если на заправочной станции изначально маленький туалет, то перестроить его непросто. Справедливости ради стоит признать, что обязательного требования о наличии на АЗС туалета сейчас нет. Так что мелкие станции могут просто закрыть его, сделав служебным.

Сейчас осталось немало старых АЗС, внутри которых нет туалета, он в лучшем случае расположен на улице. Такие не подходят под требования законодательства.Сейчас осталось немало старых АЗС, внутри которых нет туалета, он в лучшем случае расположен на улице. Такие не подходят под требования законодательства.

Что касается наказания, то статья 9.13 КоАП РФ предусматривает наказание за «уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»: на должностных лиц штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, на юридических лиц — штраф от 20 тысяч до 30 тысяч рублей. Данная категория дел рассматривается судом. Практика следующая: прокуратура или органы соцзащиты при обнаружении несоответствия выдают предписание о том, что необходимо сделать. Если оно не исполняется, дело отправляют в суд.

Вероятнее всего, особых революций в мире АЗС с введением требований для адаптации под нужды инвалидов не произойдет: большие автозаправки уже соблюдают требования, а мелкие станут их выполнять по-мнимому, и постепенно их уровень станет неприемлемым для клиентов.

С учетом того, что в российских мегаполисах уже сейчас наблюдается избыток АЗС, выживут те, на которые заехать приятно независимо от того, есть у клиентов проблемы со здоровьем или нет. Одно из решений в духе времени — разработка приложения, которое на экране смартфона покажет инвалиду ближайшую станцию, где получить необходимый сервис проще, чем на других, с системой рейтингов по отзывам и т.д. Пока, увы, только так.

Автор: Александр Кузьмин, основатель Клуба нетопливных бизнесов сетей АЗС

Фото: из архива автора




Добавить комментарий