Право на осмотр: система техосмотра на пороге новой реформы

Право на осмотр: система техосмотра на пороге новой реформы

В Министерстве внутренних дел обеспокоены тем, как Российский союз автостраховщиков контролирует выдачу диагностических карт автомобилистам.

В 2012 году функцию контроля состояния транспорта забрали у ГИБДД и передали Российскому союзу автостраховщиков (РСА). С помощью такой рокировки, во-первых, планировалось избавить систему техосмотра от коррупции (или хотя бы значительно снизить ее уровень), а во-вторых, передать процедуру в ведение организации, прямо заинтересованной в ее качестве.

Еще год назад всем стало очевидно, что затея с треском провалилась. Страховщики взялись за торговлю диагностическими картами с куда большим энтузиазмом, нежели прежде государственные инспекторы – цветными талончиками на ветровое стекло. Широкая общественность последствий, вроде бы, не заметила, однако у ГИБДД нашлось подтверждение. Согласно официальным данным ведомства, за четыре месяца текущего года в России произошло 1,1 тысячи ДТП по причине неисправностей тормозов, рулевого управления и других жизненно важных систем. Это вдвое больше, чем годом ранее. Дошло до того, что РСА полностью утратил контроль не только над техосмотром, но и над системой ОСАГО. Для борьбы с валом фальшивок пришлось разработать новый образец бланка, который внедряется с 1 июля этого года.

В марте назревшая проблема обсуждалась на заседании госсовета по безопасности дорожного движения, по итогам которого вышло поручение президента: до 15 июня «установить государственный надзор» за техосмотром. То есть фактически речь идет о возврате на шаг назад, когда система ТО находилась под контролем ГИБДД! Придет ли все к старой схеме, пока неясно, но шаги на пути к реорганизации уже делаются.

Право на осмотр: система техосмотра на пороге новой реформы

«Коммерсантъ» приводит аргументы МВД: хотя РСА и занимается аккредитацией, контроль этот формальный, «производственные аспекты деятельности» операторов остаются «вне сферы контроля». Это приводит к тому, что потребители получают «некачественную услугу», между операторами создается «недобросовестная конкуренция», растет количество случаев, когда машины техосмотр не проходят, а карты получают. В итоге происходит «дискредитация самого института технического осмотра».

Конкретные предложения у полиции уже готовы. На портале regulation.gov.ru опубликован пакет поправок к законам о техосмотре и об ОСАГО. Ведомство полагает, что этот вопрос должна курировать Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), причем уже начиная с 1 января будущего года. Вводятся обязательные выездные проверки оборудования, используемого операторами для диагностики машин, с участием представителей МВД. Сейчас технику на пунктах осмотра не проверяют вовсе.

В Росаккредитации не смогли предоставить оперативный комментарий, так как еще не получали официального предложения. Зато идеи МВД благосклонно восприняли в союзе операторов техосмотра «Техэксперт».

«Критика МВД соответствует истине на сегодняшний день. За пять прошедших лет, если приводить статистику, которой мы обладаем, то на техосмотр приезжают 15-17% от того объема транспортных средств, которые должны проводить техосмотр ежегодно. Отсюда произошло накопление критической массы технически неисправных автомобилей. Что касается аккредитации, которую ведёт РСА, эта бумажная возня закончилась тем, что из сегодняшних 3700 операторов, которые формально аккредитованы, выхолостили практически всех, кто мало-мальски обладал производственной базой, способной организовать должным образом проверки. Таковых осталось, в лучшем случае, порядка 700. А 3000 — это уже не понять какие операторы, которые по сути даже провести нормально техосмотр не могут. Но и это половина беды. Сейчас возобладало мошенничество. Продажа диагностических карт перешла полностью в интернет-пространство. И настолько мошенники чувствуют себя комфортно, что торгуют не только диагностическими картами, но и поддельными полисами ОСАГО. То есть ситуация вышла из-под контроля полностью у самого РСА. Сегодняшние нормативы так написаны, что надзорной структурой является ЦБ, у которого даже специалистов технических для этого нет. Что касается Росаккредитации, то любая система управления предполагает в первую очередь государственную политику, которая ещё должна быть определена к ноябрю. Дальше должна появиться структура, которая отвечает за организацию и реализацию техосмотра. Сейчас государственная функция заблудилась и попала в РСА. И если говорить об аккредитации, то логично, что ей должны заниматься именно в Росаккредитации», — приводит портал auto.mail.ru слова главы «Техэксперта» Сергея Зайцева.

Право на осмотр: система техосмотра на пороге новой реформы

В самом РСА даже не стали скрывать, что с качеством техосмотра есть проблемы, но следить за этим не очень стремятся.

«Критика МВД заключается, прежде всего, в том, что некоторые страховщики навязывают этот техталон. Даже не навязывают, а когда люди приходят за ОСАГО, выдают по-быстрому. Этих страховщиков можно выявить и призвать к ответу, не нарушая всей системы. Хотя она действительно несовершенна. Мы аккредитуем более тысячи станций техосмотра. Какие-то из них хорошие, другие формальные. Но ситуация по стране по сравнению с четырьмя годами назад, когда эту функцию передали РСА, для потребителей стала лучше. Так нам, во всяком случае, сами потребители говорят: меньше коррупции, меньше поборов. Иногда не самый глубокий техосмотр, правда. И вот с этим надо побороться. Мы не держимся за это вообще. Это чистая головная боль и большой штат сотрудников. Поэтому, если кому-то надо передать, и кто-то очень хочет этим заняться, то пожалуйста. Но нам казалось, что с государственной точки зрения самым разумным решением было бы создание саморегулируемой организации техосмотрщиков, сами бы выбрали себе руководство и несли бы ответственность перед РСА (потому что мы их страхуем и неправильно осмотренное техсредство — это опасно), перед МВД и перед ЦБ. Пока я не очень знаком с компетенциями Росаккредитации. Насколько я понимаю, мы на пороге большой административной реформы, когда все службы и надзорные органы будут пересмотрены», — прокомментировал ситуацию глава РСА Игорь Юргенс.

Представители страховых компаний скептически высказались об инициативе МВД. В частности, руководитель дирекции андеррайтинга «Альфастрахования» Денис Макаров считает, что к статистике ГИБДД нужно относиться «осторожно»: число ДТП, происшедших из-за неисправности автомобиля, «небольшое на фоне общей аварийности», около 2%. А заместитель исполнительного директора РСА Евгений Ефремов полагает, что текущая ситуация спровоцирована слабой защищенностью информационной системы техосмотра ЕАИС ТО, к которой получают доступ мошенники.

Будет ли принято предложение МВД, пока неясно. Однако очевидно другое: в России не в первый раз провели непродуманную реформу и теперь пробуют найти новые варианты реорганизации. Поможет ли?

Источник




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: