Мгновенное наказание за нарушения: водителей ждет лавина штрафов

Разработку федерального приложения для фиксации нарушений ПДД взял на себя Дептранс Москвы, выяснил Autonews.ru. Чтобы к сервису не было претензий, он должен исключить возможности для фальсификации, считают эксперты


            Мгновенное наказание за нарушения: водителей ждет лавина штрафов

Фото: Autonews.ru

www.adv.rbc.ru

Читайте также


            Мгновенное наказание за нарушения: водителей ждет лавина штрафов

Номера
30 мая

В ГИБДД жестко отреагировали на 3D-номера: лишать прав будут всех

ГИБДД
6 июня

Секретный арсенал инспекторов ГИБДД: что нужно знать

Новинки
3 июня

Машины, которые мы потеряли: эти автомобили к нам не приедут

Китай
1 июня

Как подешевели китайские авто. Список, цены, наличие у дилеров

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

В России скоро должно заработать мобильное приложение для фиксации нарушений ПДД. Среди автомобилистов оно получило неофициальное название «Народный инспектор».

Как выяснил Autonews.ru, ответственным за разработку общероссийского приложения в правительстве возложили на Московский департамент транспорта. Об этом изданию сообщил осведомленный источник в одном из федеральных ведомств. В самом Дептрансе и Центре организации дорожного движения (ЦОДД) на соответствующий запрос о работе над приложением отвечать не стали.

www.adv.rbc.ru

Перед запуском нововведения сначала необходимо доработать законодательную базу и внести изменения в КоАП: такое поручение президент Владимир Путин дал Правительству еще в 2021 году. Крайним сроком была названа дата 1 июня 2022 года.

«…завершить работу по внесению в законодательство изменений, касающихся установления возможности вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения ПДД без составления протокола на основании полученных с применением специальных мобильных приложений в некорректируемом виде материалов фото- и (или) видеосъемки», — говорится в списке поручений, опубликованном на сайте Кремля.

Однако, по данным Autonews.ru, пока законодательство так и не доработали. Согласно информации на сайте Госдумы, законопроект прошел первое чтение в 2019 году. Следующим изменением в истории документа стало назначение ответственным за его разработку в конце 2021 года Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству. Дальнейшего развития документ пока не получил.

В пресс-службе правительства России на соответствующий запрос издания о ходе разработки приложения и законодательной базы на момент выхода публикации не ответили. В МВД России сообщили, что разработка приложения «Народный инспектор» на ведомство не возложена. В Минцифры на запрос обещали ответить позже.

Как будет работать приложение «Народный инспектор»

Разработку нового федерального сервиса в 2019 году анонсировал глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов.

«У правительства России есть программа суперсервисов, которые будут доступны по всей стране. Наша программа «Помощник Москвы» взяла базу решений для сервисов, связанных с «Народным инспектором». Это было наше решение, пока мы обсуждаем этот сценарий с федеральными коллегами, и окончательное решение (о том, будут ли работать два приложенные одновременно. — Прим. ред.), безусловно, за ними. Но сейчас приложение «Помощник Москвы» взято как системное решение для всей России», — рассказывал Autonews.ru Ликсутов.

Сейчас пользователи «Помощника Москвы» с помощью сервиса могут отправить жалобы на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», на газонах и за неоплату парковки. Для этого необходимо запустить приложение на смартфоне, выбрать тип административного правонарушения, зафиксировать его, подождать, сделать второй снимок и отправить данные в систему для проверки.


            Мгновенное наказание за нарушения: водителей ждет лавина штрафов

Фото: Autonews.ru

Согласно тексту законопроекта, предполагается, что с помощью приложения можно будет фиксировать множество административных составов. В их числе:

Нарушение, которое можно будет фиксировать при помощи приложения (из текста законопроекта) Ответственность
ч. 1 ст. 12.10: Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде либо проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд. Штраф 5000 рублей при фиксации в автоматическом режиме или лишение прав на срок от трех до шести месяцев (при остановке инспектором ГИБДД)
ч.1 ст. 12.12 «Проезд на запрещающий сигнал светофора» Штраф 1000 рублей
ч.2 ст. 12.13 «Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков Штраф 1000 рублей
ч.2 ст. 12.14 «Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены» Штраф 500 рублей
ч. 3 статьи 12.14 «Невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения» Штраф 500 рублей
ч. 4 ст. 12.15 КоАП «Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления» Штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев
ч.1 ст. 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» Штраф 500 рублей
ч.2 ст. 12.16 «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» Штраф 1000 — 1500 рублей
ч.3 ст. 12.16 «Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением» Штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев
ч.4 ст. 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств» Штраф 1500 рублей (в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге» штраф 3000 рублей)
ч.1 ст. 12.17 «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами» Штраф 500 рублей
ч.1.1 ст. 12.17 «Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе» Штраф 1500 рублей (в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге» штраф 3000 рублей)
ч.1.2 ст. 12.17 «Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом» Штраф от 3000 до 5000 руб. или лишение прав на срок от 3 месяцев до 1 года
ст. 12.18 «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения» Штраф от 1500 до 2500 рублей
ч.1 ст. 12.19 «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» Штраф 500 руб., в Москве и Санкт-Петербурге — 2500 рублей

Как указано в пояснительной записке, КоАП дополнят «изменениями, обеспечивающими практическую реализацию нового порядка участия граждан в фиксации нарушений ПДД техническими средствами». Чтобы избежать вопросов с законностью таких штрафов, в документе предложена следующая формулировка — это будет «специальное мобильное приложение» для создания «некорректируемых материалов фото- и (или) видеосъемки».

Эксперт в области фото-видеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru заявил, что перед запуском такого приложения необходимо полностью исключить возможность для фальсификации снимков и ввести ответственность для пользователей за лжесвидетельство. Для этого он предлагает разработать интерфейс на «Госуслугах», где желающие могут загрузить свои видео с комментарием, дав согласие, что они уведомлены об ответственности за ложные показания.

«Речь идет о том, что снимки будут делать пешеходы, а не водители. Ведь фиксация происходит через смартфон в приложении, соответственно снять получится только стационарные автомобили: надо увидеть событие, достать смартфон, разблокировать, запустить программу, выбрать тип нарушения, навести и только потом зафиксировать, — рассуждает Шухман. — Чтобы можно было фиксировать динамичные нарушения, реально угрожающие безопасности, например, проезд на красный, выезд на встречку, нужно распространить практику на записи видеорегистраторов».

В свою очередь представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов отметил, что при фиксации статических нарушений ПДД возможностей мобильных телефонов более чем достаточно: они позволяют делать качественные снимки, по которым можно оценить ситуацию. Однако эксперт напомнил о жалобах автомобилистов на злоупотребления пользователей приложения «Помощник Москвы».

«Некоторые фиксации просто не подпадали под КоАП, нельзя было получить скидки в 50%. Также мне известны случаи, когда пользователи предлагали автомобилистам «договориться»: к примеру, штраф за парковку на газоне составляет 5 тыс. руб. и водителям предлагали заплатить меньше за неотправку фиксации. При этом получается, что для таких фиксаций не нужны никакие ГОСТы, а производители камер и различных устройств фиксации обязаны их строго придерживаться», — сообщил Кусов.

Также он указал, что в некоторых регионах могут возникнуть сложности при совершении ряда фиксаций. Например, парковки на газонах. «Есть города, где во дворе растет зеленая лужайка, на ней детская площадка, а рядом тропинка для машин, куда они заезжают в гаражи. И у регионов может просто не оказаться технических возможностей, чтобы объяснить приложению, где дорога, а где трава», — отметил Кусов.

О том, что вопрос с правовой базой использования подобного приложения так и не решен, Autonews.ru заявил глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. «Сейчас тот же «Помощник Москвы» не сертифицирован, как средство измерения. Следовательно, если не доработать его федеральный аналог, у судов будут возникать вопросы и к нему, и постановления будут отменять», — отметил Шапарин.

При этом эксперт заявил, что не удивлен решению поручить разработку федерального приложения Дептрансу Москвы.

«За последнее время мы уже увидели тренд, согласно которому они стремятся весь свой софт перевести на федеральный уровень. Например, приложение «Парковки Москвы» у нас уже стало «Парковками России» и по нему можно платить в Санкт-Петербурге, — сказал Шапарин. — При этом федеральное приложение столкнется с такими же сложностями, как и московское, а именно фальсификации».

Эксперт предупредил, что некоторые недобросовестные пользователи приложения используют мошеннические схемы, чтобы запутать приложения: они научились фотографировать запрещающий знак, который расположен по одному адресу и убеждать GPS, что припаркованная неподалеку без нарушений машина стоит именно под ним. И эту проблему с лазейками и погрешностями, по словам эксперта, придется решать уже на федеральном уровне.

Нужно ли сохранять бонусы за фиксации нарушений ПДД

Сейчас пользователи приложения «Помощник Москвы» за одобренные качественные фиксации получают бонусы: чем больше разнообразных фиксаций, тем выше размер вознаграждения. Полученные баллы можно обменивать на поездки на общественном транспорте, оплату парковки и другие услуги, а также на развлечения. Пользователи участвуют в различных рейтингах и соревнуются между собой в количестве фиксаций. Некоторые за время работы с приложением помогли оформить более 20 тыс. штрафов.


            Мгновенное наказание за нарушения: водителей ждет лавина штрафов

Фото: Autonews.ru


            Мгновенное наказание за нарушения: водителей ждет лавина штрафов

Фото: Autonews.ru

Против этой практики жестко выступил эксперт Шухман. По его словам, необходимо исключать любую стимуляцию на число фиксаций — рейтинги и тем более баллы. Об этом же заявил и Кусов. Пока информации о планах по сохранению бонусной системы на федеральном уровне нет. Однако, поскольку базой ему будет служить «Помощник Москвы», такая возможность как минимум рассматривается властями.

Кроме того, ранее глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов в разговоре с Autonews.ru такой возможности не исключал: «Вопрос бонусов для пользователей — это некая донастройка, которая позволит стимулировать пользователей. Думаю, что приложение будет развиваться в новом ключе. И всю судебную практику, сертификаты все, наработки мы будем класть в эту копилку».

  • Экспресс-штрафы ГИБДД: водителей завалят квитанциями (от 500 до 5 тысяч)
  • Важное изменение 2022: водители будут штрафовать друг друга
  • Штраф ₽300 тыс. и новая пошлина: что изменится для водителей летом

Источник




Добавить комментарий