Без водителя: можно ли положиться на автопилот Tesla

Без водителя: можно ли положиться на автопилот Tesla

Американская компания Tesla – единственная в мире, которая говорит, что ее машины могут передвигаться в автономном режиме. Однако обилие инцидентов подсказывает: по-настоящему надежным автопилот еще не стал.

Осенью прошлого года компания Tesla выпустила прошивку версии 7.0, в которой появилась функция автоматического перестроения. Она дополнила комплекс уже имевшихся в машине электронных ассистентов, и пользователи заговорили о появлении полноценного автопилота. Действительно, с умением менять полосу без помощи водителя американские электромобили обрели возможность проезжать самостоятельно весь заданный маршрут.

Представители марки тоже использовали термин «автопилот», однако глава «Теслы» Илон Маск сделал важную оговорку. По его словам, следует различать автопилот и автономное вождение. Первый может вести машину самостоятельно, но контроль со стороны человека за рулем необходим. Второе подразумевает движение без необходимого контроля со стороны водителя, и время этой технологии еще не настало. «В конце концов Tesla сможет приехать в любую точку страны, чтобы забрать вас. Она будет самостоятельно заряжаться по пути и синхронизируется с вашим календарем, чтобы знать точно, когда прибыть», – заявил Маск.

Тем не менее, интернет мгновенно наводнился видеороликами от владельцев Model S и Model X по всему миру, ставящих эксперименты с автопилотом. В некоторых из них явно видно нарушение инструкций самого производителя, но люди продолжают испытывать новинку. Даже с учетом того, что за любую аварию отвечать придется им, а не программистам «Теслы».

Автопилот «Теслы» работает на основе известных компонентов. За ориентирование в пространстве отвечают ультразвуковые датчики, всепогодный радар, GPS-трекер и навигационные карты. Камера на ветровом стекле распознает помехи, разметку и дорожные знаки. Машина может двигаться на заданной скорости, самостоятельно тормозить и трогаться в пробке, поддерживать дистанцию. Такой функционал есть сегодня у многих премиальных моделей, однако у «Теслы» есть важное отличие: она позволяет водителю убирать руки с руля. Любой другой автомобиль, почувствовав такое ослабление контроля, мгновенно поднимет тревогу и выключит автоматику.

Не стоит питать иллюзий, что Tesla может справиться с любой ситуацией. Производитель гарантирует правильное поведение лишь на автомагистрали и при наличии качественной разметки. Пропадут линии на дороге, – и водителю придется взять управление на себя. Также известно, что машина не умеет распознавать стоп-сигналы. В условиях плотного городского движения это может привести к аварии или необоснованно резкому торможению, ведь радарам и электронному разуму потребуется время, чтобы распознать тормозящий впереди автомобиль по сокращению дистанции и принять меры.

Наверняка не справится автопилот и с зоной ремонта дороги, где появляется разметка желтого цвета и множество ярких конусов и дорожных знаков. Дорожные работы встречаются на трассах регулярно, и полноценная система автономного управления должна с ними справляться. Например, группа Jaguar Land Rover сейчас работает над ассистентом для проезда таких мест, который в будущем станет одним из важных компонентов автопилота.

Пока же полностью погружаться в свои дела, сидя за рулем, не стоит даже в продвинутой «Тесле». Набор инцидентов прямо на это указывает. По-настоящему трагическим пока стал только один из них, произошедший в США минувшей весной. Электроника не заметила белый прицеп фуры, потерявшийся на фоне яркого дневного света, и не применила экстренное торможение. Владелец тоже не успел ничего сделать. В результате Model S врезалась в грузовик, что привело к смерти водителя электромобиля.

Чуть позже серьезной аварией отметился кроссовер Model X. Двигаясь по трассе в автоматическом режиме, автомобиль неожиданно повернул направо, врезался в ограждение на обочине, отлетел на отбойник между встречными потоками и перевернулся. Жертв и серьезных травм удалось избежать, но новость об очередном инциденте мгновенно разлетелась по миру. Возможно, причиной этого ДТП стал сбой, который чуть было не привел еще к одной аварии, которой не случилось благодаря не утратившему бдительности водителю.

Как видно на записи, на однополосном съезде с магистрали электронику смутила двойная сплошная на правой обочине. Решив, что машина находится на встречной полосе, компьютер дал команду на поворот руля. Не будь владелец начеку, Tesla оказалась бы в кювете.

Эксперимент одного из владельцев показал, что электромобиль далеко не всегда способен распознать резко появившуюся перед ним помеху. Сошедшего с тротуара человека электроника раз за разом не замечала. В городе на пешеходном переходе это запросто может привести к трагедии.

Запись другого эксперимента подтверждает: Tesla не всегда замечает небольшие объекты и препятствия. К примеру, в режиме автоматической парковки Summon она до последнего момента игнорировала мягкую игрушку, по размерам примерно соответствующую ребенку. Впрочем, коснувшись ее, машина все-таки останавливается.

Есть и другой пример использования функции парковки без участия водителя. По словам владельца, режим Summon включился самостоятельно, после чего Model S тронулась с места и врезалась в грузовик, не заметив высоко расположенное препятствие. Эксперты проанализировали «черный ящик» автомобиля и выяснили, что функцию автоматической парковки все-таки включил сам водитель, однако это не отменяет того факта, что сенсоры машины не способны видеть все возможные помехи.

Без водителя: можно ли положиться на автопилот Tesla

Другому водителю «Теслы» повезло меньше. Его машина не заметила стоящий грузовик на трассе. Ассистент экстренного торможения не сработал вовсе, а предупреждение о помехе раздалось слишком поздно, и нажатие на педаль уже не позволило избежать аварии. Владелец отметил, что до этого момента автопилот неоднократно правильно отрабатывал нештатные ситуации, чем заслужил полное доверие.

Записей, свидетельствующих о недюжинных способностях системы автоматического вождения, тоже хватает. В одном случае автопилот вовремя распознал перестраивающийся слева грузовик и отреагировал целым комплексом мер: притормозил, сменеврировал вправо, а на прежде занимаемую полосу вернулся только после того, как грузовик оказался впереди.

Автопилот доказал свою работоспособность и в российских условиях. Как показал эксперимент московского Tesla-клуба, Model S в автоматическом режиме может проехать Третье транспортное кольцо и корректно среагировать на подрезавшую ее машину.

Ну а лучшей рекламой системы стоит признать видеоролик ниже. Пока Tesla самостоятельно толкается в пробке, ее водитель мирно спит. Видимо, через несколько лет к такому времяпрепровождению придут многие.

Источник




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: